Разновидности кукол.
В мировой культуре у кукол - своё место и своя тайна. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный ценностный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало. Художник, создающий кукол, творит не менее великое искусство, чем скульпторы и живописцы. Они исследуют духовный мир человека, вносят гармонию в человеческую душу, заставляют людей посмотреть на себя со стороны. Почему люди любят кукол? Как выбирают, находя в многотысячном кукольном мире, "свои" образы? Почему так притягательна для взрослого человека интеллектуальная игра в куклы? Из века в век, из эпохи в эпоху? Меняются эпохи, меняются люди, меняются куклы. Остается неразрывная связь человека со своим кукольным подобием - связь необъяснимая, бесконечно прекрасная и волнующая. Современная авторская кукла - это особый вид искусства, синтез скульптуры, живописи, дизайна и театра. Их большое множество и все они разные. Проведу небольшой экскурс в их мир.
Куклы автоматы
(от греч. движущийся) одни из первых кукол, ведут начало от ритуальных обрядов. Только бессмертным позволялось творить автоматы.
1768-1774 г. швейцарский механик Пьер Жак-Дроз сконструировал несколько "живых" кукол автоматов, которые должны были привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Фигуры, поражающие воображение естественностью движений, представляли собой чрезвычайно сложный механизм, каждая состояла из нескольких тысячи деталей. Уникальные куклы дожили до наших дней и хронятся в музеи истории и искусства в швейцарском городе Невштель
Авторские куклы
Авторская кукла – это кукла, в которой все ее элементы (тело, костюм, прическа) сделаны одним автором вручную. Такая кукла может быть выполнена либо в единственном экземпляре, либо иметь ограниченный тираж. С греческого кукла («киклос») переводится как «круг» и означает свернутый пучок соломы или полено, который оборачивали тканью, наподобие младенца.
Анимационные куклы
куклы создаваемые для съёмок анимационных фильмов. Впервые были изготовлены в 1908 г.
Антикварные куклы
куклы достигшие 25-летнего возраста (в России - 50 лет). Антиквариат (лат. anticuus «старый») — художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Антиквариат в целом — это старые и/или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли.
В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку.
Античные куклы - куклы Древней Греции и Рима. Человек - это марионетка, управляемая божеством.
Греция 450 г.до н.э.
БЖД - шарнирные куклы
Эти куклы изготовлены из твёрдого пластика, могут принять почти любую человеческую позу, благодаря встроенным в шею, плечи, локти, запястья, торс, бёдра, колени, щиколотки, а иногда и пальцы шарнирам. Все части тела держатся вместе за счёт резиновых шнуров, спрятанных внутри и дающих нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу. BJD — куклы с тысячелетней историей. У Гая Петрония Арбитра в романе «Сатирикон» есть описание пиршеств в домах римских патрициев, где было принято в конце пира вносить в зал шарнирную серебряную куклу — ларва. В Средние века в Италии и Южной Франции стали популярны сантоны и криппы — изящные шарнирные куклы разных размеров — от 20 до 60 сантиметров. До XIX века такие куклы были деревянными, позднее головы и руки кукол стали делать из фарфора. В Западной Европе, а точнее — в Германии. Кукольник Ханс Беллмер (Hans Bellmer) создал огромное количество шарнирных кукол с 1930-го по 1960-й год, но это были предметы искусства, а далеко не игрушки. История же современных шарнирных кукол, в частности BJD, началась в 1990-х с японской компании Volks.
Би-ба-бо
Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.
Би-ба-бо часто используются в передвижных кукольных театрах.
Будуарные куклы
куклы - аксессуары в стилистике ар деко. Предназначены для ношения с собой. В начале ХХ века европейские производители пришли к выводу, что детям нужны были куклы-дети с приятными лицами, а женщинам – куклы-взрослые . Эти куклы задумывались так, чтобы заинтересовать молодую женщину, а не ребенка. Будуарные куклы, иногда известные под названием “художественные куклы”, часто изобретались и раскрашивались талантливыми художниками, изготавливались искусными мастерами, а одевались в основном известными модельерами, такими как Пакен или мадемуазель Ланвен. Наиболее привлекательные куклы с длинными ресницами, вставленными в прорези над глазами и трикотажными лицами, покрытыми шелком, делались во Франции. Примерно в 1910 г. великий парижский кутюрье Поль Пуаре выдвинул идею о том, чтобы куклы стали модными женскими аксессуарами. В Англии будуарные куклы производились несколькими фирмами. В каталоге фирмы Дина 1928 г. упоминалась серия кукол «Высшее общество».
Бумажные куклы
К бумажным куклам можно отнести сложные трехмерные скульптуры из бумаги, фигурки с элементам оригами. Классическая бумажная кукла - нарисованная или напечатанная на плоскости фигура, её конструкция подразумевает накладывание и закрепление сменных костюмов.
Восковые куклы
монолитная голова, шея, плечи (или всё целиком) выполнены из воска. Некоторые из наиболее опытных европейских кукольных мастеров работали в Англии в период с 1850 по 1930 гг. Их оригинальность подчеркивалась выбором материала: воск, будучи полупрозрачным, блестящим и теплым на ощупь, отлично подходил для изготовления кукол, особенно портретных кукол, отличающихся реализмом точно воспроизведенных черт лица и оттенков кожи. Изготовление восковых кукол было домашней индустрией, и каждый этап поручался определенному члену семьи.
Гжельские куклы
глиняные керамические куклы, создающиеся в посёлке Гжель.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. 'кустарник'). Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией. Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.
Гигантские куклы
ведут свое происхождение от языческих идолов, магических обрядов, карнавалов, народных праздников.
Глиняные куклы
куклы сделанные из глины, первые куклы египетские. Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела.Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилец» («кормилок»), «водоносок», «птичниц» и т. п. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера.
Декоративные куклы
интерьерные куклы, относятся к произведениям декоративно-прикладного творчества
Деревянные куклы
самые древние куклы, такие куклы найдены в гробницах Древнего Египта.
Дымковская кукла
традиционная русская керамическая кукла, создаваемая в слободе Дымково. Середина 19 в. относят появление гипсовых игрушек и статуэток. Отмечена сезонность занятий глиняной игрушки. Эти игрушки имели определенный ассортимент, раскрашивались красками с применением сусального, дешевые или самые дорогие.
Египетские куклы
Делали из дерева, обожженой глины, тростника, воска, слоновой кости. За шестнадцать столетий до нашей эры в Древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.
Зольная кукла
Зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.
Индийские декоративные куклы
артефакты традиционных обрядов. Никогда не были детскими забавами.
Красочный мир Индии предстаёт перед зрителями в виде кукол, одетых в традиционные костюмы, характерные для разных народов страны в обыденных и праздничных ситуациях. Особое внимание привлекают свадебные одежды, в том числе дополненные специальными украшениями. Есть куклы иллюстрирующие классический индийский танец.
Карманные куклы
(от фр. крошка - до 20 см., чаще 12-14 см.) Первые такие куколки - полностью из неглазированного (то есть неблестящего) фарфора, с поворачивающимися ручками и ножками, появилисьв 1860-х годах в Париже. Первым фабрикантом был Фердинанд Састрак. Он выпускал фарфоровых кукол не выше 20 см (чаще всего - около 10-15 см), у которых сгибаются колени и локти (благодаря деревянному шарику в сочленениях).
Китайские куклы
ныне каждая вторая кукла сделана в Китае. (игрушка-укладка, глиняные погребальные куклы, автоматы-куклы, резные куклы и др.)
В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. В эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции. В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора. В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.
Коллекционные куклы
древние обрядовые, детские потешные, театральные, деревянные,
глиняные, соломенные, тряпичные, этнографические, сувенирные, фарфоровые и многие др.
Куклы из нетрадиционных материалов
делается из любых материалов, из кости зверя или птицы, дерева, материала, керамики, папковая (папье-маше) и др.
Обрядовые куклы - для обрядовых, культовых, религиозных, мистериальных, магических действий.
Парселиновые куклы - (от англ. фарфор)
Персонажная кукла
(от фр. личина, роль, характер) театральная, потешная кукла, моделью для которой послужило конкретное лицо.
Петрушка
Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла. ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп".
Плоские куклы
потешные, театральные, авторские куклы. Изготовлены из фанеры, пластика, картона, папье-маше, кожи, войлока, ткани и др.
Портретная кукла
(от фр. изображать) изображение в кукле какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальности.
Ростовые куклы
Ростовые куклы - сделанные в человеческий рост, костюмы из различных материалов (от поливинилхлорида до декоративных тканей и искусственного меха), предназначенные для работы на улицах или в торговых помещениях.
Сувенирные куклы
перешла в раздел интерьерных и служит для памяти о некогда посещенных чужих землях.
Теневые куклы
плоские(кожаные, бумажные, пластмассовые и др.) фигурки, отбрасывающие тень на полупрозрачный экран.
Шарнирные куклы - система кукол с шаровыми сочленениями деталей, повторяющие основные суставы тела.
Этнографическая кукла
коллекционные, сувенирные куклы, костюмы которых детально воспроизводят традиционную одежду народов.
В мировой культуре у кукол - своё место и своя тайна. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает ему сохранять нравственный ценностный мир, развивает фантазию и воспитывает, формирует творческое начало. Художник, создающий кукол, творит не менее великое искусство, чем скульпторы и живописцы. Они исследуют духовный мир человека, вносят гармонию в человеческую душу, заставляют людей посмотреть на себя со стороны. Почему люди любят кукол? Как выбирают, находя в многотысячном кукольном мире, "свои" образы? Почему так притягательна для взрослого человека интеллектуальная игра в куклы? Из века в век, из эпохи в эпоху? Меняются эпохи, меняются люди, меняются куклы. Остается неразрывная связь человека со своим кукольным подобием - связь необъяснимая, бесконечно прекрасная и волнующая. Современная авторская кукла - это особый вид искусства, синтез скульптуры, живописи, дизайна и театра. Их большое множество и все они разные. Проведу небольшой экскурс в их мир.
Куклы автоматы
(от греч. движущийся) одни из первых кукол, ведут начало от ритуальных обрядов. Только бессмертным позволялось творить автоматы.
1768-1774 г. швейцарский механик Пьер Жак-Дроз сконструировал несколько "живых" кукол автоматов, которые должны были привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Фигуры, поражающие воображение естественностью движений, представляли собой чрезвычайно сложный механизм, каждая состояла из нескольких тысячи деталей. Уникальные куклы дожили до наших дней и хронятся в музеи истории и искусства в швейцарском городе Невштель
В период
с 1768-го по 1774 год гениальный швейцарский механик Пьер Жак-Дроз
сконструировал несколько «живых» кукол-автоматов, которые должны были
привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Всего
вместе с сыном Анри-Луи и помощником Жаном-Фредериком Лешо часовых дел
мастер построил три уникальных человекоподобных автомата: «музыкантшу»,
способную сыграть несколько мелодий на фисгармонии, «рисующего мальчика»
и «пишущего мальчика». Фигуры, поражавшие воображение естественностью
движений, представляли собой чрезвычайно сложные механизмы: каждая
состояла из нескольких тысяч деталей. Удивительные куклы, пережив немало
приключений, дожили до наших дней и сегодня хранятся в работоспособном состоянии в Музее истории и искусства в швейцарском городе Невшатель.
В период
с 1768-го по 1774 год гениальный швейцарский механик Пьер Жак-Дроз
сконструировал несколько «живых» кукол-автоматов, которые должны были
привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Всего
вместе с сыном Анри-Луи и помощником Жаном-Фредериком Лешо часовых дел
мастер построил три уникальных человекоподобных автомата: «музыкантшу»,
способную сыграть несколько мелодий на фисгармонии, «рисующего мальчика»
и «пишущего мальчика». Фигуры, поражавшие воображение естественностью
движений, представляли собой чрезвычайно сложные механизмы: каждая
состояла из нескольких тысяч деталей. Удивительные куклы, пережив немало
приключений, дожили до наших дней и сегодня хранятся в работоспособном состоянии в Музее истории и искусства в швейцарском городе Невшатель.
В период
с 1768-го по 1774 год гениальный швейцарский механик Пьер Жак-Дроз
сконструировал несколько «живых» кукол-автоматов, которые должны были
привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Всего
вместе с сыном Анри-Луи и помощником Жаном-Фредериком Лешо часовых дел
мастер построил три уникальных человекоподобных автомата: «музыкантшу»,
способную сыграть несколько мелодий на фисгармонии, «рисующего мальчика»
и «пишущего мальчика». Фигуры, поражавшие воображение естественностью
движений, представляли собой чрезвычайно сложные механизмы: каждая
состояла из нескольких тысяч деталей. Удивительные куклы, пережив немало
приключений, дожили до наших дней и сегодня хранятся в работоспособном состоянии в Музее истории и искусства в швейцарском городе Невшатель.
В период
с 1768-го по 1774 год гениальный швейцарский механик Пьер Жак-Дроз
сконструировал несколько «живых» кукол-автоматов, которые должны были
привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Всего
вместе с сыном Анри-Луи и помощником Жаном-Фредериком Лешо часовых дел
мастер построил три уникальных человекоподобных автомата: «музыкантшу»,
способную сыграть несколько мелодий на фисгармонии, «рисующего мальчика»
и «пишущего мальчика». Фигуры, поражавшие воображение естественностью
движений, представляли собой чрезвычайно сложные механизмы: каждая
состояла из нескольких тысяч деталей. Удивительные куклы, пережив немало
приключений, дожили до наших дней и сегодня хранятся в работоспособном состоянии в Музее истории и искусства в швейцарском городе Невшатель.
Авторские куклы
Авторская кукла – это кукла, в которой все ее элементы (тело, костюм, прическа) сделаны одним автором вручную. Такая кукла может быть выполнена либо в единственном экземпляре, либо иметь ограниченный тираж. С греческого кукла («киклос») переводится как «круг» и означает свернутый пучок соломы или полено, который оборачивали тканью, наподобие младенца.
Анимационные куклы
куклы создаваемые для съёмок анимационных фильмов. Впервые были изготовлены в 1908 г.
Антикварные куклы
куклы достигшие 25-летнего возраста (в России - 50 лет). Антиквариат (лат. anticuus «старый») — художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Антиквариат в целом — это старые и/или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли.
В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку.
Античные куклы - куклы Древней Греции и Рима. Человек - это марионетка, управляемая божеством.
Греция 450 г.до н.э.
БЖД - шарнирные куклы
Эти куклы изготовлены из твёрдого пластика, могут принять почти любую человеческую позу, благодаря встроенным в шею, плечи, локти, запястья, торс, бёдра, колени, щиколотки, а иногда и пальцы шарнирам. Все части тела держатся вместе за счёт резиновых шнуров, спрятанных внутри и дающих нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу. BJD — куклы с тысячелетней историей. У Гая Петрония Арбитра в романе «Сатирикон» есть описание пиршеств в домах римских патрициев, где было принято в конце пира вносить в зал шарнирную серебряную куклу — ларва. В Средние века в Италии и Южной Франции стали популярны сантоны и криппы — изящные шарнирные куклы разных размеров — от 20 до 60 сантиметров. До XIX века такие куклы были деревянными, позднее головы и руки кукол стали делать из фарфора. В Западной Европе, а точнее — в Германии. Кукольник Ханс Беллмер (Hans Bellmer) создал огромное количество шарнирных кукол с 1930-го по 1960-й год, но это были предметы искусства, а далеко не игрушки. История же современных шарнирных кукол, в частности BJD, началась в 1990-х с японской компании Volks.
Би-ба-бо
Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.
Би-ба-бо часто используются в передвижных кукольных театрах.
Будуарные куклы
куклы - аксессуары в стилистике ар деко. Предназначены для ношения с собой. В начале ХХ века европейские производители пришли к выводу, что детям нужны были куклы-дети с приятными лицами, а женщинам – куклы-взрослые . Эти куклы задумывались так, чтобы заинтересовать молодую женщину, а не ребенка. Будуарные куклы, иногда известные под названием “художественные куклы”, часто изобретались и раскрашивались талантливыми художниками, изготавливались искусными мастерами, а одевались в основном известными модельерами, такими как Пакен или мадемуазель Ланвен. Наиболее привлекательные куклы с длинными ресницами, вставленными в прорези над глазами и трикотажными лицами, покрытыми шелком, делались во Франции. Примерно в 1910 г. великий парижский кутюрье Поль Пуаре выдвинул идею о том, чтобы куклы стали модными женскими аксессуарами. В Англии будуарные куклы производились несколькими фирмами. В каталоге фирмы Дина 1928 г. упоминалась серия кукол «Высшее общество».
Бумажные куклы
К бумажным куклам можно отнести сложные трехмерные скульптуры из бумаги, фигурки с элементам оригами. Классическая бумажная кукла - нарисованная или напечатанная на плоскости фигура, её конструкция подразумевает накладывание и закрепление сменных костюмов.
Восковые куклы
монолитная голова, шея, плечи (или всё целиком) выполнены из воска. Некоторые из наиболее опытных европейских кукольных мастеров работали в Англии в период с 1850 по 1930 гг. Их оригинальность подчеркивалась выбором материала: воск, будучи полупрозрачным, блестящим и теплым на ощупь, отлично подходил для изготовления кукол, особенно портретных кукол, отличающихся реализмом точно воспроизведенных черт лица и оттенков кожи. Изготовление восковых кукол было домашней индустрией, и каждый этап поручался определенному члену семьи.
Гжельские куклы
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. 'кустарник'). Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией. Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.
Гигантские куклы
ведут свое происхождение от языческих идолов, магических обрядов, карнавалов, народных праздников.
Глиняные куклы
куклы сделанные из глины, первые куклы египетские. Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела.Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилец» («кормилок»), «водоносок», «птичниц» и т. п. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера.
Декоративные куклы
интерьерные куклы, относятся к произведениям декоративно-прикладного творчества
Деревянные куклы
самые древние куклы, такие куклы найдены в гробницах Древнего Египта.
Дымковская кукла
традиционная русская керамическая кукла, создаваемая в слободе Дымково. Середина 19 в. относят появление гипсовых игрушек и статуэток. Отмечена сезонность занятий глиняной игрушки. Эти игрушки имели определенный ассортимент, раскрашивались красками с применением сусального, дешевые или самые дорогие.
Египетские куклы
Делали из дерева, обожженой глины, тростника, воска, слоновой кости. За шестнадцать столетий до нашей эры в Древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.
Зольная кукла
Зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.
Индийские декоративные куклы
артефакты традиционных обрядов. Никогда не были детскими забавами.
Красочный мир Индии предстаёт перед зрителями в виде кукол, одетых в традиционные костюмы, характерные для разных народов страны в обыденных и праздничных ситуациях. Особое внимание привлекают свадебные одежды, в том числе дополненные специальными украшениями. Есть куклы иллюстрирующие классический индийский танец.
Карманные куклы
(от фр. крошка - до 20 см., чаще 12-14 см.) Первые такие куколки - полностью из неглазированного (то есть неблестящего) фарфора, с поворачивающимися ручками и ножками, появилисьв 1860-х годах в Париже. Первым фабрикантом был Фердинанд Састрак. Он выпускал фарфоровых кукол не выше 20 см (чаще всего - около 10-15 см), у которых сгибаются колени и локти (благодаря деревянному шарику в сочленениях).
Китайские куклы
ныне каждая вторая кукла сделана в Китае. (игрушка-укладка, глиняные погребальные куклы, автоматы-куклы, резные куклы и др.)
В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. В эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции. В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора. В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.
Коллекционные куклы
древние обрядовые, детские потешные, театральные, деревянные,
глиняные, соломенные, тряпичные, этнографические, сувенирные, фарфоровые и многие др.
Куклы из нетрадиционных материалов
делается из любых материалов, из кости зверя или птицы, дерева, материала, керамики, папковая (папье-маше) и др.
Магическая кукла
кукла создана для обрядовых и магических функций, двойник человека, отвлекающий от него злых и нечистую силу или наоборот, навлекающий их.
кукла создана для обрядовых и магических функций, двойник человека, отвлекающий от него злых и нечистую силу или наоборот, навлекающий их.
Марионе́тка (от итал. marionetta) — разновидность управляемой театральной куклой, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей, концы которых закреплены на голове, руках, ногах, туловище кукол или металлического прута.
Более ранние источники утверждают, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони. Слово «марионетка» происходит от употреблявшихся в Венеции в дни ежегодных церковных праздников деревянных механических кукол, получивших в народе название «деревянных Марий» или «Марион». Во время праздников продавались маленькие изображения Марион — маленькие Марии — марионетки.
Матрешка
русская разъемная точеная деревянная кукла-укладка, состоящая из нескольких полых фигурок, размещающихся внутри друг друга.
Общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Более ранние источники утверждают, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони. Слово «марионетка» происходит от употреблявшихся в Венеции в дни ежегодных церковных праздников деревянных механических кукол, получивших в народе название «деревянных Марий» или «Марион». Во время праздников продавались маленькие изображения Марион — маленькие Марии — марионетки.
Матрешка
русская разъемная точеная деревянная кукла-укладка, состоящая из нескольких полых фигурок, размещающихся внутри друг друга.
Общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Есть легенда. «Давным-давно в Японии жил принц Кайа (794–871), сын императора Канму (781–806). Он был невероятно умелым мастером. Однажды королевство постигла засуха, река Камо высохла, подвергнув
опасности рисовые поля. Тогда принц Кайа сделал куклу в виде мальчика,
держащего в руках кувшин. Кукла была с секретом: когда кувшин наполнялся
водой, мальчик поднимал его над головой и выливал себе на лицо. Люди,
которые видели это однажды, приносили полные ковши воды вновь и вновь,
чтобы увидеть чудо еще раз. В 18-ом веке голландские торговцы, единственные, кому был открыт путь в
закрытую страну, показали японцам чудо европейской техники: механические
часы с заводом. "Вау" - подумали, но не смогли сказать неизвестное
тогда ещё слово японцы. Извлекли заводной мотор и грациозно удалились
создавать человекоподобных роботов.
Мимирующая кукла
театральная и детская потешная текстильная кукла. Рука актера находиться в голове такой куклы, работает пальцами, открывает , закрывает рот, морщит лоб, нос. шевелит ушами. Вторая рука кукольника становиться рукой куклы.
Мимирующая кукла
театральная и детская потешная текстильная кукла. Рука актера находиться в голове такой куклы, работает пальцами, открывает , закрывает рот, морщит лоб, нос. шевелит ушами. Вторая рука кукольника становиться рукой куклы.
Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при
самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много
случайного. Поэтому мягкую мимирующую куклу применяют исключительно для
изображения персонажей с мимикой, которую скорее можно назвать
гримасничаньем.
Модные куклы
куклы манекены, заменяют журнал мод.
Модные куклы
куклы манекены, заменяют журнал мод.
Обрядовые куклы - для обрядовых, культовых, религиозных, мистериальных, магических действий.
Обучающие куклы - созданы для образовательных, просветительских, учебных целей(этнографические, театральные, детские, интерактивные).
Опошнянская кукла
керамическая традиционная кукла народных художественных промыслов, которую изготовляют в поселке Опошня.
керамическая традиционная кукла народных художественных промыслов, которую изготовляют в поселке Опошня.
Вообще самые древние источники, упоминающие о кукольном театре,
относятся к V веку до нашей эры. Было это в Древней Греции, колыбели
европейской цивилизации. Однако долгое время театр кукол не только не был детской забавой —
вплоть до конца XVIII века в Европе считалось, что детям он вообще
противопоказан: тогдашние кукольные представления были полны скабрезных
шуток, сцен насилия и убийства. А первоначально кукольный театр, как и
театр вообще, был частью религиозного ритуала. А вот все остальные формы театральной куклы — перчаточные или пальцевые, тростевые, теневые — пришли к нам из Китая и Индии. В Европе же более всего распространился театр перчаточной куклы.
Началось все с Италии, где театр стал называться Пульчинелла — по имени
одного из персонажей комедии дель арте, ставшего любимым героем
кукольных представлений.
Папковая кукла - (папье-маше).
Название дали мастера из Сергиева Посада. Появились в Росии в 19 в.
Папковая кукла - (папье-маше).
Название дали мастера из Сергиева Посада. Появились в Росии в 19 в.
Папье́-маше́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеющими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Папье-маше изобрели в начале XVI века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол.
Паросские куклы
Особый бисквит для паросских кукол получается при быстром обжиге фарфоровой массы. Эта технология была изобретена англичанами Уильямом Тэйлором Коуплендом и Томасом Бэттэмом на «Фарфорофой фабрике Коупленда» в 1847 г. Свою продукцию из нового бисквита фабрика рекламировала как «Паросский продукт, скульптурный фарфор, что означает, что он выгпядит как мрамор с Пароса, острова, где добывался греческий и римский мрамор». Отсюда и пошло название «паросские куклы», чьи лица действительно по тону и текстуре напоминают знаменитый своей белизной мрамор (его использовал для своих статуй Пракситель).
Паросские куклы
Особый бисквит для паросских кукол получается при быстром обжиге фарфоровой массы. Эта технология была изобретена англичанами Уильямом Тэйлором Коуплендом и Томасом Бэттэмом на «Фарфорофой фабрике Коупленда» в 1847 г. Свою продукцию из нового бисквита фабрика рекламировала как «Паросский продукт, скульптурный фарфор, что означает, что он выгпядит как мрамор с Пароса, острова, где добывался греческий и римский мрамор». Отсюда и пошло название «паросские куклы», чьи лица действительно по тону и текстуре напоминают знаменитый своей белизной мрамор (его использовал для своих статуй Пракситель).
Парселиновые куклы - (от англ. фарфор)
Перевертыш
разновидность трюковых кукол, которые превращаются, меняют облик .
Кукла Девка-баба - кукла-перевёртыш.
Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой (платочек на голове, наряд бабы потемнее чем у девки).
Кукла-перевертыш - игровая кукла. Развивает детское игровое творчество.
разновидность трюковых кукол, которые превращаются, меняют облик .
Кукла Девка-баба - кукла-перевёртыш.
Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой (платочек на голове, наряд бабы потемнее чем у девки).
Кукла-перевертыш - игровая кукла. Развивает детское игровое творчество.
Персонажная кукла
(от фр. личина, роль, характер) театральная, потешная кукла, моделью для которой послужило конкретное лицо.
Петрушка
Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла. ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп".
Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX
века, — достоверно не прояснено. Хотя в России (Энциклопедия Кругосвет)
Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали
марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До
XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам,
так как петрушечники объединились с шарманщиками. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у
Петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым.
Пиноккио
потешная, театральная, декоративная кукла, персонаж книги итальянского писателя Карло Коллоди "Приключение Пиноккио" (1883 Г.)
Пиноккио
потешная, театральная, декоративная кукла, персонаж книги итальянского писателя Карло Коллоди "Приключение Пиноккио" (1883 Г.)
Плоские куклы
потешные, театральные, авторские куклы. Изготовлены из фанеры, пластика, картона, папье-маше, кожи, войлока, ткани и др.
Выпускались с 1969 г. по 1973 компанией ldeal Toys.
Существовало несколько вариантов плоских кукол. Во-первых, мини – примерно 2,5 дюймов (6 с небольшим сантиметров) ростом. Во-вторых, средние – около 3, 5 дюймов (15 сантиметров). В-третьих, наконец, в продаже имелись также восьмидюймовые флэтси (в сантиметрах – 20, две трети роста Барби и её аналогов). Однако, всему есть предел – к 1973 году популярность стала меньше и выпуск кукол был прекращён. Само собой, успех Ideal Toys не оставил равнодушными другие компании, и уже в те времена появилось множество аналогов.
Погребальные куклы
куклы, которые хоронили вместе с умершим, или куклы-заместители тела умершего, его двойника.
Существовало несколько вариантов плоских кукол. Во-первых, мини – примерно 2,5 дюймов (6 с небольшим сантиметров) ростом. Во-вторых, средние – около 3, 5 дюймов (15 сантиметров). В-третьих, наконец, в продаже имелись также восьмидюймовые флэтси (в сантиметрах – 20, две трети роста Барби и её аналогов). Однако, всему есть предел – к 1973 году популярность стала меньше и выпуск кукол был прекращён. Само собой, успех Ideal Toys не оставил равнодушными другие компании, и уже в те времена появилось множество аналогов.
Погребальные куклы
куклы, которые хоронили вместе с умершим, или куклы-заместители тела умершего, его двойника.
Портретная кукла
(от фр. изображать) изображение в кукле какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальности.
Куклы портретные перевернули представления о мире игрушек. Ведь теперь
они не выходя из-под конвейера, а рождаются в руках мастера.
Потешная кукла
предназначена для детской игры, забавы детей. Может изображать человека , животное или фантастическое существо, сделана из дерева, глины, ткани, бумаги, пластика, воска.
Потешная кукла
предназначена для детской игры, забавы детей. Может изображать человека , животное или фантастическое существо, сделана из дерева, глины, ткани, бумаги, пластика, воска.
Подобные куклы изготавливались, по свидетельству Л. Г. Оршанского, более
200 лет назад в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии, в
частности, фино-угорским
населением. На выставке 1913 года в Петербурге были представлены финляндские куклы, напоминающие по стилю и конструкции кукол «Потешного промысла»: небольшие фигурки
женщин в финских костюмах.
Резиновая кукла
один из самых дешевых и массовых видов кукол 20 в.
населением. На выставке 1913 года в Петербурге были представлены финляндские куклы, напоминающие по стилю и конструкции кукол «Потешного промысла»: небольшие фигурки
женщин в финских костюмах.
Резиновая кукла
один из самых дешевых и массовых видов кукол 20 в.
Ростовые куклы
Ростовые куклы - сделанные в человеческий рост, костюмы из различных материалов (от поливинилхлорида до декоративных тканей и искусственного меха), предназначенные для работы на улицах или в торговых помещениях.
Ростовая кукла может изображать
различных детских персонажей, создавая располагающую для детей
атмосферу, фирменные знаки ведущих брендов, как один из аспектов
имиджевой рекламы, товарный знак или героя, символизирующего ту или иную
компанию
Свадебная кукла - обрядовая кукла, используется на свадебных торжествах.
Свадебная кукла - обрядовая кукла, используется на свадебных торжествах.
На Руси кукла была важным атрибутом свадебной церемонии. И кукол всегда было несколько.
Мать невесты еще до свадьбы изготавливала особую куклу, которую называют «Материнское благословение». Это
была большая кукла (кукла-женщина), к платью которой прикреплялись две
маленькие: кукла-юноша и кукла-девушка. На свадьбе мать невесты
отсоединяла эти маленькие куклы и дарила их жениху и невесте, а себе
оставляла большую куклу. В старину верили, что таким образом мать
отгоняет от себя тоску по дочери, которая уходит жить в дом своего мужа. Еще была кукла, которую клали невесте на колени якобы для того, чтобы привлечь так называемую материнскую силу. Кстати, одна рука у этих кукол была общей, и по ней можно было
передвигать кукол. То есть выглядели они так словно не просто держаться
за руки, а неразрывно связаны. Еще этих
кукол называли «Неразлучники». Сегодня куклу изменились их крепят к капоту машины, которая поедет во главе свадебного кортежа, ставят на свадебный торт.
Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит
своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только
игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла
использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А
согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом
неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.
Кукла – Мать-прародительница, защитница женщин.
Страшные куклы
коллекционные куклы. Относятся персонажи молодежной готической субкультуры.
Кукла – Мать-прародительница, защитница женщин.
Страшные куклы
коллекционные куклы. Относятся персонажи молодежной готической субкультуры.
Сувенирные куклы
перешла в раздел интерьерных и служит для памяти о некогда посещенных чужих землях.
Теневые куклы
плоские(кожаные, бумажные, пластмассовые и др.) фигурки, отбрасывающие тень на полупрозрачный экран.
Издревле тень также как и отражение – наделялась особыми магическими свойствами. Аборигены
Индонезии, например, верили, что если тень человека ударить ножом, то ее хозяин обязательно
умрет. Коренные австралийцы никогда не допускали, чтобы их тень падала на мертвую добычу –
они верили, что это навлечет на них беду. Когда малаец строит дом, он следит за тем, чтобы
его тень не упала в яму, которую он роет для центрального шеста фундамента – если такое случиться,
его будут преследовать несчастья и болезни. Согласно одной из индийских легенд – священник по
имени Саукара поссорился с Великим ламой. Желая показать свою сверхъестественную силу, он
поднялся в облака. Его длинная тень упала на земля и когда лама заметил тень, он вытащил меч
и проколол ее, и Саукара упал замертво. Многие африканские племена верят, что деревья должны
охранять свои тени, особенно те, которые имеют лечебную силу в листьях. Африканский знахарь
подходит к дереву так, чтобы не наступать на его тень, дабы дерево не узнало о его приближении
и не лишило свои соки лечебной силы. На протяжении многих веков театр не порывал со своими истоками и вплоть до нашего времени
остается частью религиозных обрядов.Театра теней - ваянг кулит первоначально
представлял собой «мужской обряд строго изолированного характера». Целью этого обряда был
вызов духов предков, влияющих на ход событий земной жизни, и общение с ними. Даланг,
управляющий плоскими куклами, брал на себя роль проводника в «мир теней», он же «представлял
собой посредника между миром живых и царством умерших предков». Экран, занимавший место задника в обычном театре,
служил своего рода охранительной стеной – ограничивал «священное пространство». Театр теней давно стал традиционным в Китае, Греции и Турции. В XVII – начале XVIII века театр теней укоренился на европейской почве, где утратил религиозное
значение и превратился в «китайские тени», которые в других странах называли «французскими тенями».
Это искусство широко распространилось в Европе в XVIII-XIX веках. В Россию его завезли в начале XVIII века.
Тотемные куклы
предметы религиозного культа, куклы, изображающие зверей, птиц, рыб, насекомых, обладающие магической силой.
Тотемные куклы
предметы религиозного культа, куклы, изображающие зверей, птиц, рыб, насекомых, обладающие магической силой.
Художественные куклы изготавливались еще в позапрошлом веке, и имели
огромную популярность среди представителей высших сословий во Франции и
Англии. В настоящее время существуют десятки стилистических направлений,
таких как портретное, натуралистическое, фентези, абстракционизм и т.д.
Разнообразие техник тоже велико: кукол делают из фарфора, текстиля,
дерева, пластика, метала и других всевозможных материалов, не редко
сочетая несколько разных.
Целлулоидные кукла
сделаны из целлулоида (камфара, касторовое и вазелиноновое масла, спирт и красители).
Целлулоидные кукла
сделаны из целлулоида (камфара, касторовое и вазелиноновое масла, спирт и красители).
В 1869 году
американец Дж. У. Хайт изобрёл
целлулоид. Вскоре его производили в Америке и Европе в промышленных масштабах. Началась новая
эпоха - эпоха кино и моющихся пустотелых
пупсов
Чёрные куклы - представляют чернокожих людей.
Чёрные куклы - представляют чернокожих людей.
Широкое
внедрение полиэтилена в производство кукол позволило создавать не
только кукол различных размеров для детей разных возрастов, кукольные
головки, фигурки людей, кукол-неваляшек, но и выпускать на рынок
озвученных кукол с открывающимися и закрывающимися глазами, говорящих
«мама», и даже шагающих кукол. Прекрасным
примером новой, усовершенствованной куклы тех лет являются куклы
«Тамара шагающая» и «Лена шагающая», выпущенные в конце 70-х годов и
хранящиеся в нашем музее. Эти куклы шагают вразвалку, когда их тянешь за
руку, и одновременно с шагом поворачивают голову.
Шарнирные куклы - система кукол с шаровыми сочленениями деталей, повторяющие основные суставы тела.
Этнографическая кукла
коллекционные, сувенирные куклы, костюмы которых детально воспроизводят традиционную одежду народов.
Спасибо! Прекрасный, познавательный пост!
ОтветитьУдалитьа кукла чревовещатель?
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень интересно!
ОтветитьУдалить